Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (843) 264-42-80 E-mail: tatkod@mail.ru
420111, Республика Татарстан, город Казань, улица Лево-Булачная, дом 38, этаж 3, помещение 1, 4
28.01.2022
"Совет рынка" принял решение о комплексной корректировке правил рынка "на сутки вперёд"

     25 января наблюдательный совет "Совета рынка" принял решение о комплексной корректировке правил рынка "на сутки вперёд" (РСВ), призванной сделать действующую систему более прозрачной. Генераторы с 1 марта потеряют право искусственно повышать цены на электроэнергию в ночные часы (отмена инструмента 1,5 Руст.), одновременно изменится механизм подачи ценовых заявок - приоритет получат наиболее эффективные энергоблоки. Ряд параметров ещё предстоит досогласовать в ближайший месяц. Пока правки вводятся лишь до конца года для их "обкатки". Как нововведения отразятся на суммарной выручке РСВ, неизвестно: ценовая ситуация будет зависеть от выбранных участниками стратегий, говорят в "Совете рынка".
     
     Первоначально потребители ОРЭМ требовали отменить механизм повышения цен в ночные часы. Покупатели и продавцы электроэнергии самостоятельно не могли договориться по этому вопросу на протяжении двух лет, поэтому в конце ноября Минэнерго инициировало рассмотрение вопроса об отмене 1,5 Руст. на набсовете регулятора, рассказывал ранее замминистра энергетики Павел Сниккарс. 25 ноября решение принято не было: генераторы указали, что при суммарной годовой выручке РСВ в 868 млрд рублей при ликвидации механизма, позволяющего покрывать убытки, прежде всего, тепловой генерации, они потеряют около 100 млрд рублей, что поставит под вопрос рентабельность значительной части энергоблоков. С доводами поставщиков согласились регуляторы, на подготовку комплексного предложения было отведено два месяца.
     
     Точно в срок набсовет "Совета рынка" утвердил комплексные изменения в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДОП), связанные с корректировкой ценовых заявок РСВ под ценовые заявки ВСВГО, а также с особенностями учёта заявок генерации при проведении ВСВГО, сообщила пресс-служба регулятора. Обновлённый вариант, разработанный самим регулятором, предполагает введение почасового сравнения заявок на РСВ с заявками на ВСВГО, то есть фактически отменяет инструмент 1,5 Руст. Теперь в случае подачи в ВСВГО и РСВ неинтегральных ценовых заявок проверка требования (цена РСВ не должна превышать показатель ВСВГО для всех объёмов), а также корректировка заявок в случае их нарушения будут проводиться для каждого часа суток в отдельности путём сопоставления часовых подзаявок с заявками ВСВГО и РСВ.
     
     Одновременно правила РСВ дополняются корректировками, обеспечивающими приоритетный отбор эффективной генерации в ВСВГО. Речь идёт, в первую очередь, о ПГУ-блоках, которые до сих пор не имели регламентной возможности информировать "Системного оператора ЕЭС" о готовности к включению в работу. Для приоритетного отбора эффективной генерации её заявки (с ценой не выше топливных затрат) будут учитываться в ВСВГО как ценопринимающие. В качестве референтного значения будут использоваться топливные затраты современной ПГУ. При этом в рамках отбора на РСВ ценовое ограничение на заявку будет определяться исходя из первоначальной поданной заявки поставщиком, пояснили в пресс-службе "Совета рынка".
     

     Требуя отмены 1,5 Руст., потребители говорили о необходимости повышения прозрачности правил рынка, но давали понять, что настаивают на снижении своих расходов и не готовы к "игре с нулевой суммой", когда при изменении норм расходы остаются прежними. Генераторы парировали: отмена одного инструмента, наоборот, ещё более разбалансирует систему - они не смогут включать часть реальных расходов в цену. Утверждённые сейчас корректировки носят комплексный характер, но их реальный финансовый эффект на РСВ пока неясен. Ранее источник "Перетока", знакомый с финальным предложением "Совета рынка", говорил, что суммарно изменения приведут к некоторому снижению цен на РСВ, но оно будет незначительным.
     
     "Достоверно говорить о влиянии принятых изменений на динамику цен и иных показателей РСВ и ОРЭМ в целом в настоящий момент не представляется возможным, так как неизвестно, как изменится стратегия участников рынка после вступления изменений в силу", - сообщили "Перетоку" в пресс-службе "Совета рынка".
     
     В "Сообществе потребителей энергии" "Интерфаксу" заявили, что "пакет дополнений фактически обнулил положительный для экономики эффект отмены 1,5 Руст". "Тем самым поставщики и регуляторы лишний раз продемонстрировали невосприимчивость к предложению потребителей энергии сбалансировать ситуацию на энергорынке", считают покупатели ОРЭМ. Генераторы придерживаются диаметрально противоположного мнения: принятые решения "позволят соблюсти баланс интересов всех сторон, обеспечить эффективность загрузки посредством выбора оптимального состава геноборудования", говорят в "Совете производителей энергии".
     
     Комплексное предложение утверждено, но регулятор дал несколько поручений проанализировать и просчитать нюансы. Среди остающихся открытыми - вопрос об отсечке цены для эффективных блоков "не выше топливных затрат", говорят два собеседника, знакомые с деталями дискуссии. Ранее в качестве компромиссной обсуждалась отметка в 900 рублей за 1 МВтч, но конкретная цифра будет определена позднее. Возможно, к утверждённому показателю будут применяться поправочные коэффициенты, предполагает один из собеседников.
     
     Пока изменения на РСВ вводятся в тестовом порядке: поправки будут действовать с 1 марта по 31 декабря 2022 года. При этом донастройка системы продолжится. Наблюдательный совет поручил "Совету рынка" вместе с "Администратором торговой системы", "Системным оператором ЕЭС" и заинтересованными участниками к 30 апреля направить в Минэнерго предложения по внесению изменений в нормативные акты Правительства РФ, касающиеся усовершенствования правил ОРЭМ. Как сказано в пресс-релизе регулятора, предполагаемые поправки затронут следующие направления:
     

     - переход от обязательного ценопринимания на уровне технологического минимума к обязательному ценоприниманию на уровне технического минимума геноборудования;
     
     - повышение ответственности поставщиков за отклонения, соответствующие увеличению загрузки с уровня ниже технологического минимума до уровня технологического минимума;
     
     - введение мер, направленных на недопущение систематических однонаправленных отклонений участников оптового рынка;
     
     - усовершенствование порядка определения и компенсации убытков, обусловленных работой генерирующего оборудования на уровне технического (технологического) минимума и формированием цен РСВ на уровне ниже топливных затрат, соответствующих такому режиму работы.
     
     
     Источник:
     peretok.ru