Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (843) 264-42-80 E-mail: tatkod@mail.ru
420111, Республика Татарстан, город Казань, улица Лево-Булачная, дом 38, этаж 3, помещение 1, 4
30.09.2020
Развитие альтернативной энергетики потребует триллионов рублей

     Доля солнечной и ветряной генерации в энергобалансе России невелика и останется таковой в дальнейшем. Об этом заявил директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭР Дмитрий Вахруков на онлайн-конференции "Развитие сектора ВИЭ в России".
     
     К 2035 году ВИЭ будут вырабатывать 25 млрд кВт/часов, а уже сейчас те отечественные предприятия, которые могут столкнуться с углеродными ограничениями в Европе, потребляют примерно 145 млрд кВт/часов.
     
     Отказ от углеводородов во многих странах и введение трансграничного углеродного сбора в Европе уже в самое ближайшее время может негативно сказаться на наполнении бюджета. Об этом сказал первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. По его мнению, это сократит доходы казны от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, вынудив за счет бюджета стимулировать их внутреннее потребление, а также снизит конкурентоспособность российских товаров с высоким углеродным следом, которую можно будет поддержать только за счет субсидий государства. Поэтому уже сейчас нужно говорить о расширении доли ВИЭ в энергобалансе страны, развивая солнечную, ветряную и гидроэнергетику, считает Селезнев.
     
     Говоря о высокой стоимости генерации ВИЭ, он предложил сравнить стоимость любой электроэнергии на традиционных источниках, очищенных от углеродного следа, и "зеленой" генерации, а уже исходя из этого, выбирать приоритеты развития.
     
     По словам Вахрукова, расходы на это даже предположить тяжело, но это точно триллионы рублей. Увеличение доли ВИЭ требует глобальной перестройки сетевой инфраструктуры, системы накопителей и прочего.
     
     Из этого следует два ограничения для ВИЭ в нашей стране. Во-первых, даже к 2035 году они не окажут серьезного влияния на "озеленение" экономики России, поскольку их доля в энергобалансе останется совсем небольшой. Второе ограничение связано с сохраняющейся достаточно большой нагрузкой на потребителя, в результате работы программы поддержки ВИЭ. За 20 лет до 2035 года она составит 1,6 трлн рублей. Причем заплатят все потребители, а не только те, кому нужна "зеленая" электроэнергия для снижения углеродного следа своей продукции.
     
     Нужно определиться, что такое ВИЭ - развитие энергетики или промышленности, считает Вахруков. По его мнению, в силу двух названных ограничений ВИЭ имеет к энергетике и "озеленению" экономики нашей страны весьма опосредованное отношение. По расчетам МЭР, если заменить все старые мощности ТЭС современными газовыми турбинами, снижение выбросов COсоставит 110 млн тонн в год. А при тех же затратах на поддержку проектов ВИЭ снижение выбросов COбудет всего 2,5 млн тонн в год. Поэтому ВИЭ более важны для промышленности, и для стимулирования их развития должны по максимуму использоваться инструменты, которые сейчас используются в этой сфере экономики.
     

     "Это могут быть специальные инвестиционные контракты (СПИК) или снижение процентных ставок. Также необходимо определиться с механизмом действия "зеленых" сертификатов. Нам кажется, что он должен стать одним из важных элементов программы поддержки с учетом того, что спрос на чистую энергетику у нас довольно высокий", - добавил Вахруков.
     
     Член Правления - заместитель Председателя Правления Ассоциации "НП Совет рынка" Oлег Бapкин в своем выступлении обозначил задачи, которые необходимо ставить для успешного развития ВИЭ-генерации в России.
     
     "Основная цель для следующего десятилетнего этапа развития индустрии ВИЭ заключается в том, чтобы сделать её эффективной и востребованной без специального субсидирования через рынок электроэнергии и мощности. Это позволит распространить ее возможности не только на оптовый рынок в ценовых зонах, но и на другие сектора рынка и регионы. Так мы сможем и развить современную промышленность, и "озеленить" энергобаланс, и дать энергетике конкурентный по стоимости источник энергии, повысить конкуренцию в генерации. А также дать импульс для развития смежных отраслей: науки, образования, сервисных услуг и так далее", - подчеркнул он.
     
     Для этого в модель новой программы, которая рассматривается в настоящее время, был предложен принцип отбора проектов по LCOE, плавное снижение предельных ценовых параметров и иные экономические стимулы для снижения стоимости кВт·ч в рамках отборов.
     
     Кроме того, Олег Баркин отметил, что помимо экономической эффективности в случае с ВИЭ-генерацией важной задачей является повышение её технологической эффективности.
     
     "Надо искать решения для эффективного встраивания ВИЭ в энергосистему с её высокими требованиями по надежности. И здесь задача несколько усложняется. Получается, что необходимо не только само оборудование для ВИЭ-генерации сделать дешевым, но еще и инструменты регулирования её режима работы в сети: накопители энергии, системы прогнозирования и другое. Вот это сейчас важно обсуждать", - сказал он.
     
     Это должно привести к тому, что возобновляемая энергетика в дальнейшем на равных сможет конкурировать со всеми остальными видами генерации.
     

     Еще одна задача - активное продвижение индустрии ВИЭ в изолированные системы. По словам Олега Баркина, там ВИЭ востребовано по экономике уже давно, надо только начать развивать практику их применения. Возможно, перспективным рынком для ВИЭ у нас тоже станет микрогенерация. Также нельзя забывать и об экспортных рынках, но там, наверное, больше шансов у инновационных уникальных решений, а в массовом типовом производстве конкурировать с азиатскими производителями будет сложно.
     
     И, завершая свое выступление, Олег Баркин упомянул о таком не менее важном механизме, необходимом для полноценной долгосрочной востребованности ВИЭ-генерации, как использование "зеленых" сертификатов.
     
     Сертификация происхождения энергии - инструмент, необходимый для того, чтобы параллельно с постепенным завершением программы поддержки за счет оптового рынка развивались нормальные свободные механизмы востребованности ВИЭ.
     
     "Решение всех этих задач, надеюсь, приведёт нас к тому, что в 2036 году мы не будем говорить ни о какой новой программе поддержки индустрии ВИЭ, а будем следить за её активным развитием и у нас, и в мире", - подытожил своё выступление Баркин.
     
     
     По материалам:
     rg.ru, http://www.np-sr.ru